B2B - площадки. Проблема платежейАвтор: Ярослав Вахитов B2B - расчетные сервисыПо прогнозам аналитиков, мировому B2B - рынку не удастся достичь высоких плановых показателей, объявленных ведущими исследовательскими компаниями до тех пор, пока приоритетом среди поставщиков B2B сервисов не станет разработка надежных электронных технологий платежей. В России расчетный сервис для участников B2B - рынка предоставляют Корпорация "НИКойл" с системой "НИК - Пэй Расчеты", мультибанковская система Фактура.ру с одноименной многоотраслевой площадкой Faktura.ru, банки Менатеп СПб и Импексбанк которые предлагают расчетные услуги для участников собственных площадок. В системе Фактура.ру, например, B2B расчетный сервис реализован по следующей технологии: поставщики и покупатели регистрируются в системе, заключают соответствующие договора с банками - участниками системы и получают электронные цифровые сертификаты для работы в Системе. Поставщик выставляет товар в каталоги, покупатель выбирает товарные позиции, формируют заказ, через специальный модуль получает электронный счет, формирует платежное поручение. Исходящие платежи отправляются в банк Поставщика, где поставщик уже через свой модуль видит поступление денежных средств, после чего отгружает покупателю оплаченный товар. Аналогичным способом, но в рамках одного банка, проводят между собой расчеты клиенты других банков, самостоятельно разработавших B2B - площадки и услуги B2B - расчетов. Несмотря на то, что наличие B2B - расчетного сервиса упрощает работу предприятий на площадках - позволяет прямо с площадки давать распоряжения на оплату и контролировать поступление денежных средств по сделке, большинство из представленных выше расчетных сервисов (кроме системы "НИК - Пэй Расчеты" банка "НИКойл") не снижают риски контрагентов. Поставщик после получения предоплаты от покупателя может не осуществить поставку, поставить некачественную продукцию или нарушить условия сделки по срокам, то же самое касается рисков поставщиков при осуществлении поставки покупателям в форме товарного кредита. Другими словами участники площадок, используя B2B - расчетные сервисы, просто переносят традиционные бизнес - риски в Интернет и упрощают возможности их возникновения. В условиях тотального недоверия и отсутствия истории взаимоотношений между контрагентами выходом из ситуации может стать рейтингование предприятий самими B2B - площадками и ведение "черных" списков. Но и это не всегда эффективно, как сказал один руководитель про контрагента своего предприятия, "потому и перешли на аккредитивы, что работаем давно и хорошо их знаем". Становится ясно, что для полной ликвидации бизнес - рисков контрагентов (особенно при проведении первых сделок) необходимо использование механизмов гарантированных расчетов. Не все так сложноПоказательным примером того, как можно использовать отраслевую B2B - площадку в целях снижения как издержек, так и бизнес - рисков для своего предприятия является площадка eMatrix. eMatrix.ru является крупнейшей B2B - площадкой участников российского компьютерного рынка. Отличительной чертой площадки eMatrix.ru является наличие цен в долларах по курсу Центрального банка РФ (а не по завышенному курсу, как это бывает обычно в компьютерных фирмах) и обязательное наличие товара на складе у компании, выставившей заявку на продажу товаров в eMatrix.ru, в то время как у многих компаний этого товара на складе просто нет, а поставка осуществляется под заранее заказанную покупателем партию. В то же время eMatrix предлагает корпоративным клиентам возможность подключения к системе "НИК-Пэй Расчеты", позволяющей проводить платежи между участниками торгов непосредственно на самой площадке через Интернет. Ноу - хау системы заключается в возможности для покупателя ликвидировать бизнес - риски, связанные с не поставкой техники или поставкой некачественной компьютерной техники, после получения продавцом предоплаты. Другими словами система расчетов реализует все существенные свойства расчетов с использованием аккредитивов, но без громоздкой и трудоемкой процедуры открытия аккредитива и без сопутствующего ему сложного документооборота. Для размещения заявок покупки на eMatrix предварительно необходимо:
Для регистрации, как и на большинстве B2B - площадок, необходимо заполнить установленную форму, которая включает в себя следующие поля: логин и пароль, фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного лица, наименование компании, реквизиты компании (ИНН, ? расчетного счета и т.д.) адрес, web - сайт, город, телефон, факс и e - mail. После ввода регистрационных данных в течение 24 - х часов будет предоставлен доступ к торгам. После размещения заявки на покупку необходимой позиции товара, количества и цены остается ждать уведомления по электронной почте о появлении заявок поставщиков и вступать в онлайн - торги. При согласии сторон заключается сделка, подписанная электронно - цифровыми подписями контрагентов. Покупатель переводит необходимые для сделки денежные средства на специальный счет eMatrix, открытый в Банке "НИКойл", где они блокируется, а сигнал об их блокировке получает поставщик. Поставщик, зная, что сделка имеет под собой финансовую составляющую, отгружает товар. Покупатель после получения товара дает сигнал в eMatrix о приеме товара и отсутствии претензий, после чего денежные средства разблокируются и направляются в банк поставщика |
|